21.04.2014 Всем выйти из сумрака

Пока мы с волнением наблюдали за украинскими событиями, пока шли кухонные споры и обсуждения поступков Дмытро Яроша и Сашко Музычко, незаметные, но существенные сдвиги прошли и в нашей стране, и во всём казачьем движении. Разберёмся с ними мы не скоро, а надо бы.

Прежде всего констатация грустного факта: события на Украине показали конец казачьего интернета, конец многочисленных сайтов и форумов, освещавших казачье национальное движение. Нет больше «Казакии.инфо», нет «Казарлы.ру», нет «Вольной станицы». Немногим раньше в эту же пропасть канули почти все казачьи печатные издания, выродившись в официоз, в тупое перебирание фактов многовековой истории. Ситуация в казачьих группах «Одноклассников» или «Вконтакте» не лучше. Многие казаки перестали общаться на интернет-площадках, а оставшиеся стали ещё более «страшно далеки от народа». Неожиданно украинские события на глазах рассорили людей, которые некогда считались соратниками и единомышленниками, а теперь вряд ли подадут друг другу руку. Очевидно, они оказались той последней каплей, которая добила казачье движение в его прежнем виде.

Жалость к «униженному украинскому народу» (прямая цитата одного очень известного казака) заменила многим элементарный национальный интерес. Непонимание происходящих в стране процессов дошло до предела. Увы, иные казачьи деятели не осознают, где их Родина. А она зовётся — Россия. Это то государство, в котором и с которым казакам реализовывать пути своего развития. Грустный опыт эмиграции показал: ассимиляция за пределами родных мест неизбежна. А бесконечные, на 100 лет уже почти, вздохи по дореволюционным порядкам, заставляют казачье движение топтаться на месте. Туда-обратно. Без прорыва, без дороги вперёд.

В пятигорском музее хранится картина, на которой «белые» горячеводцы во главе с атаманом хорунжим Петром Остроуховым расстреливают в 1919 году «красных» казаков во главе с Алексеем Любчиком. Кажется, через идеологический туман и наветы «друзей» разных национальностей мы осознали, что и те, и другие были казаками. Что это была трагедия народа. Здесь пора поставить точку: как бы последние события не привели к тому, что снова будем стрелять друг в друга.

Потоки стереотипов и пошлости, которые льются на нас из СМИ, неизмеримы. Во многом «благодаря» самим казакам. Потому что можно расхаживать по улице пьяным в штанах с лампасами и с нагайкой, а можно то же самое делать виртуально в интернете или в интервью, разглагольствуя на вольные околоказачьи темы. Вред от подобных личностей казачьему движению огромен, он колоссален.

Итогом их деятельности стала масса людей, которых я называю «криптоказаками». Были когда-то криптохристиане в Османской империи — греки, армяне, грузины, формально принимавшие ислам, а на самом деле тайком исповедовавшие христианскую веру. Подобно этим людям, нынешние «криптоказаки» стесняются своих корней. Исполняя ежедневные «обряды» современного общества, они дома листают фотоальбомы предков, ездят на Пасху на родные кладбища, за столом вздыхают под казачьи песни.

Им стыдно. Название «казачество» порой присваивает себе быдло, бороться с которым дело грязное и хлопотное. Это как доказывать, что вы хорошо говорите по-русски людям, никогда не слышавшим этого языка. Но постепенно «тайные казаки» объединяются. Возникают сообщества казачьих писателей, виноделов, коневодов, журналистов, музыкантов, художников. Представьте себе, и священников. Казачьи профсоюзы становятся одной из форм развития народа, стремящегося не потерять свои корни. Выжила и другая форма, дошедшая к нам от далёких предков — это казачьи общины, существующие на принципах общей экономики, соседства, совместных интересов, но которые можно реализовать только на своей земле, в компактном месте проживания.

Слава Богу, в нашем народе застрявшие в прошлом «казаки 90-х» и «казаки 2010-х» уравновешиваются. Казачья идеология переходит в новый формат. Потому что есть неумело пытающиеся выпороть «пусек» в Сочи усатые дядьки — и есть парни в кубанках, спокойно расхаживающие по Перекопскому перешейку с АКМ за плечами. Есть замшелые идеологи, 25 лет не сходящие с волны «дайте землю» — и есть казачьи бизнесмены, день за днём создающие новые рабочие места своим соплеменникам. Есть «беглые атаманы» с Кавказа, вопящие на столичных круглых «шеф, всё пропало», — и есть, те, кто каждую ночь выезжающие поучить «гостей», не знающих, как себя вести в наших городах и станицах. Папаха и нагайка, а также майка с кричащей надписью «Я — казак» в таких делах ребятам только помешает. Владение кулаками и оружием — только поможет.

Это и есть казачье возрождение, возможно, в той неожиданной форме, о которой и не думали наши идеологи 1990 года.

Нет и не может быть единого казачьего центра, не может быть единой идеи и единого вождя у народа. Потому что тогда мы не народ, а добровольческое формирование, которое при необходимости можно распустить. При необходимости и обезглавить. А вот система, у которой нет чёткого центра, система, которая регулирует сама себя, постоянно выдвигая новых лидеров — такая система непобедима. И в этом плане казачий народ не отличается от других народов, которые или есть на самом деле (и тогда это очевидно всем), или исчезли и существуют в чьём-то воображении.

Диалог возможен только между казачьими общинами, казачьими родами, «профсоюзами», объединяющими казаков по профессиональному интересу. Проще говоря — между состоявшимися в жизни казаками и объединениями. Никаких выскочек, самозваных «атаманов», новоявленных «войск», «межгалактических союзов». Потому что это уже даже не вчерашний, а позавчерашний день. Страшный сон нашего возродившегося народа.

Банально, но нам никто не поможет, кроме нас самих. Не поможет так, чтобы мы выжили на своей земле и были на ней хозяевами при власти любой партии, в любых экономических условиях.

Тогда каждому казаку предлагается ответить на вопросы. Живёшь ли ты по казачьим законам в своей семье. Хозяин ли ты в своём доме, слушают ли тебя твои дети, или для них казачьи корни — пустой звук. Живут ли рядом с тобой друзья казаки, готовые прийти на помощь в любой миг. В каких казачьих делах — культурных, исторических, наконец, в каком казачьем бизнесе ты участвуешь. А если ты «криптоказак», пора выйти из сумрака: таких, как ты, много. «Свобода вас примет радостно у входа, и братья меч вам отдадут». Иначе ряженая волна накроет нас с новой силой, ведь они тоже осваивают новые формы: вот на тех же интернет-площадках.

Пора понять, что общество, в котором жить твоим детям, ты строишь уже сейчас, каждым своим днём и каждым поступком.

Дмитрий Федосов